Модерн

Цвета светлые, лиловые, зеленые, коричневые. В начале XX века на развитие интерьера наложил отпечаток стиль, известный у нас под названием модерн. Модерн в первую очередь заявил о себе в архитектуре. Её важной чертой стал отныне возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к национальным традициям. Ретроспективизм в новом стиле всегда сочетался с новаторской мыслью, господствовал принцип динамического равновесия. Стиль отличался взаимозаменяемостью архитектурных элементов, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Принцип художественной продуманности каждого элемента придает каждому проекту поразительную цельность и эстетическую законченность. Модерн ниспровергнул архитектурные ордера, утверждая необходимость решения каждой задачи специфическими средствами. Поэтому он включил множество явлений: от рационализма шотландца Макинтоша до мистицизма Гауди. Характерной чертой модерна являлись прихотливо изогнутые линии, которые образно были названы «удар бича». В единой экспрессивной устремленности в орнаменте все сплеталось и превращалось из одного в другое: папы и демоны, кентавры и женщины-птицы, цветы-волны, тритоны и нереиды. Модерн не оставил интерьеру ни одного прямого угла: все было подчинено текучей пластике. Однако, прежде всего специфика модерна выразилась в новом решении пространства особняков. В классике перспектива парадных покоев шла вдоль главного фасада. В эклектике главная перспектива развивалась по поперечной оси в глубину здания. В модерне круговые анфилады с органичным слиянием пространства, сходящихся по спирали вокруг центральной оси, были рассчитаны на восприятие в движении. Новая неожиданная точка зрения, открывающаяся за каждым поворотом, была подчеркнута витражом или декоративной решеткой. Характерно применение широких арочных проемов в интерьерах, открытых на лестницу и оформленных ажурной решеткой или декоративной драпировкой. Появлялась возможность «трансформации» пространства, связи и изоляции отдельных помещений, достижения эффектов дневного и вечернего освещения. По-своему решались оконные проемы и рисунок застекления. Наиболее парадные интерьеры раскрывались вовне через большие окна в расчете на восприятие их снаружи в вечернее время. В других помещениях делались узкие оконные проемы для улавливания эффектных первых или последних лучей солнца. Все предметы обихода периода модерна были так эстетизированы, что интерьер приобретал выставочный характер. Отделка интерьера строилась на контрастах. Применялись ранее не сочетаемые материалы и приемы декора. Подчеркнуто монументальному камину могла сопутствовать ажурная люстра. Если ассоциативно характеризовать процесс формообразования в модерне, то это удар кнута. После модерна начинается период, получивший название постмодернизма. Развивается в конце XX века в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, Классицизм и Барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля – гипербола, как инструмент создания яркого театрального образа среды.