Барокко (1650-1770)

По-итальянски Вагоссо означает странный, причудливый, вычурный. Для него характерно обилие и высокая сложность декора, пространственный размах построек, мощные глубокие рельефы резной мебели, часто золоченной, криволинейные напряженные формы, блеск и пышность. Все это характеризует образный строй стиля. Цветовой колорит строится преимущественно на сочетании белого, золотого и пурпурного. У мебели - гнутые, как будто приседающие ножки,

многочисленные, вытекающие друг из друга «волны», увенчивающие каждый предмет характерной розеткой или «всплеском» Пасторальные сцены, толстенькие амуры, натюрморты из орудий и плодов сельского труда - излюбленные темы барокко. Французское барокко отозвалось в таком направлении русской архитектуры как лизаветинское барокко, предстающее перед нами в сиянии золота и зеркального блеска. Важнейшую особенность барочной архитектуры можно определит как тенденцию смены тектонического начала атектоническим, скульптурного – пластичным, графического – живописным. Вертикали контрастируют с горизонталями, каннелюры с абаками, триглифы с метопами. Для искусства Барокко характерна боязнь пустоты. И это не просто красивая метафора, а последовательно проводимый принцип формообразования. В подлинном Барокко стена агрессивна, напряжена и динамична. Сущность Барокко заключается в создании образа непрерывного движения, «перетекания пространства»: от внешнего к внутреннему, от экстерьера к интерьеру, от горизонтали к вертикали. Главная художественная идея – активное воздействие, психологическое подчинение, но не для тихого благоговения, интимного, углубленного созерцания, а для действия, движения. Барокко активно, динамично, оно требует безоговорочного подчинения